Главная » Статьи » Кислородные датчики (лямбда-зонт)




Регистрация
Войти


МультиВход
Оглавление

Кислородные датчики (лямбда-зонт)

    Назначение кислородных датчиков

    Датчик кислорода (Лямбда-зонт) служит для определения содержания не сгоревшего кислорода в выхлопных газах. Проще говоря, в зависимости от того, сколько кислорода не сгорело, кислородный датчик передает информацию в блок управления двигателем и тот, в свою очередь, согласно полученным данным, регулирует состав топливо-воздушной смеси.

    Почему Кислородный датчик называют лямбдой?

    Лямбда – это отношение фактического объема воздуха к необходимому  для нормальной работы двигателя. Если отношение 1:1, то есть равно 1, то состав топливо-воздушной смеси оптимален и равен 0,068 (1/14,7), если отношение более 1, то это означает, что топливо-воздушная смесь обедненная (много кислорода и мало топлива), если лямбда менее 1, то смесь – богатая (много топлива, мало кислорода).
    Обедненная смесь (мало топлива) отражается в потере мощности двигателя и пропуске зажигания, простым языком выражаясь: «Плохо едем, еще и двигатель «троит»». Переобогащенная смесь (много топлива, мало кислорода) способствует увеличению расхода топлива и повышению токсичности в выхлопе.

    Почему ломаются лямбды (датчики кислорода)?

    Датчик кислорода находится под постоянным воздействием давления, перепадов температур, вибраций, так же постоянно подвергаются влиянию различных химических примесей, содержащихся в отработанных газах автомобиля. Все это ведет к постепенному выходу из строя лямбды-зонта. Если такое случается, то незамедлительно снижается мощность двигателя, увеличивается расход топлива и токсичность выхлопных газов. Именно поэтому Датчик кислорода является важным звеном в работе двигателя автомобиля, и при выявлении его неисправности следует немедленно его заменять.

    Где находится датчик кислорода?

    Лямбда-зонт располагается на выпускном коллекторе. Практически на всех автомобилях, выпущенных после 1985 года установлен, как минимум, 1 кислородный датчик. На более современных автомобилях устанавливаются 2 и более датчиков кислорода. Один (передний) ставится до катализатора, чаще всего на выпускном коллекторе, другой же (задний) устанавливается после катализатора на приемной выхлопной трубе. Задний кислородный датчик позволяет диагностировать состояние катализатора. На конкретном автомобиле точное расположение кислородного датчика указано в техническом руководстве к данному автомобилю.

    Зачем и как часто следует менять датчик кислорода?

    С заменой лямбда-зонта  вы уменьшаете расход топлива, при этом улучшается отзывчивость автомобиля на нажатие педали газа, выхлоп становится менее токсичным, так же вы оберегаете катализатор от преждевременного выхода из строя.
    Заводом-изготовителем автомобиля предусмотрены сроки замены данных датчиков, однако регламентированные сроки далеко не единственный повод для замены датчика, особенно, если учитывать качество Российского бензина.
    Если при эксплуатации своего автомобиля вы заметили признаки износа датчика кислорода, а именно: повышение расхода топлива, токсичность выхлопного газа, падение динамики, следует, по мере возможности проверить его работу (как правило процедура описана в техническом руководстве автомобиля), либо обратитесь на СТО. К слову датчик кислорода зачастую «умирает» постепенно, что проходит незаметно для хозяина транспортного средства.
   
Рекомендованные интервалы замены кислородных датчиков большинства автомобилей:
    1, 2-проводные – замена каждые 50000-80000 км
    3, 4, 5-проводные – замена каждые 100000 км
   
Классификация кислородных датчиков:
   
    1) По формату измерений
         а) Широкополосные (0,7…1,6)
         б) Узкополосные (менее 1)

    2) По количеству проводов
            1, 2, 3, 4, 5, 6 – проводные

    3) По типу нагревателя:
        а) пальчиковые
        б) пластинчатые

    4) По типу крепления:
        а) резьбовые
        б) фланцевые

    Как работает кислородный датчик?

    В основе большинства кислородных датчиков содержится оксид циркония ZnO2 (Окислитель) и платины (катализатор реакции окисления/восстановления). В составе выхлопных газов содержатся азот (N2), углекислый газ (O2), кислород (CO) и вода (H2O), кроме этих элементов в выхлопе присутствуют и недоокисленные продукты горения топливо-воздушной смеси – CO и CH. Как раз они и вступают в реакцию с оксидом циркония, содержащегося в кислородном датчике. Главными критериями возникновения химической реакции является высокая температура (более 300 C^0) и наличие платины. При этой химической реакции возникает электрический ток, который передается на контакты лямбда-зонта, но напряжение при этом не является постоянным, в связи с тем, что химическая реакция циклично повторяется (окисление/восстановление), именно поэтому показания датчика варьируются (100mV – бедная смесь, 900mV – богатая смесь). При оптимальном состоянии топливо-воздушной смеси датчик кислорода генерирует напряжение около 465mv.

    Разница в количестве проводов датчика позволяет судить об устройстве последнего.
    1-контактный (1 – сигнальный провод, по которому передается напряжение)
    2-контактный (1 – сигнальный, 1 – «масса»)
    3-контактный (1 – сигнальный, 1 – «масса», 1 – питание на нагреватель)
Нагреватель служит для более быстрого выхода датчика на рабочую температуру
    4-контактный (1 – сигнальный, 1 – «масса», 1 – нагреватель, 1 – либо заземляющий, либо питание на второй нагреватель)
    5-контактный (назначение проводов может быть различным, в зависимости от функционала этого датчика)


    У нас вы всегда сможете приобрести необходимые вам кислородные датчики, как оригинальные, так и дубликатные... Помочь с подбором качественного дубликата мы всегда готовы и имеем в этом огромный опыт.

2013-09-10
Все статьи